Заголовок1  
Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок
]     

Заголовок2  
I. Общие положения
]     

1. Административный регламент предоставления Федеральной налоговой службой государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (далее - Административный регламент) разработан в целях повышения качества предоставления государственной услуги и определяет сроки и последовательность действий (административных процедур) при предоставлении государственной услуги по осуществлению приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок (далее - государственная услуга).

2. Заявителями на получение государственной услуги (далее - граждане) являются:

3. Положения настоящего Административного регламента применяются в отношении индивидуальных и коллективных предложений, заявлений, жалоб граждан (далее – обращение) по вопросам сферы деятельности Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов), поступающих в письменной форме, в электронном виде или в форме устного обращения к должностному лицу Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа) во время личного приема граждан.

4. Положения настоящего Административного регламента не распространяются на взаимоотношения граждан и Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов) в процессе реализации ими государственных функций и предоставления государственных услуг в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, иными административными регламентами.
Положения настоящего Административного регламента также не распространяются на взаимоотношения граждан и Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов) при обжаловании актов налоговых органов ненормативного характера, действия или бездействие их должностных лиц в соответствии с разделом VII Налогового кодекса Российской Федерации.

Заголовок2  
II. Стандарт предоставления государственной услуги
]     
Заголовок3  
Наименование государственной услуги
]     
5. Осуществление приема граждан, обеспечение своевременного и полного рассмотрения устных и письменных обращений граждан, принятие по ним решений и направление заявителям ответов в установленный законодательством Российской Федерации срок.
Заголовок3  
Наименование государственного органа, предоставляющего государственную услугу 
]     

6. Предоставляет государственную услугу федеральный орган исполнительной власти – Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы – управления ФНС России по субъектам Российской Федерации (далее – УФНС России), инспекции ФНС России по районам, районам в городах, городам без районного деления, инспекции ФНС России межрайонного уровня.
Заголовок3  
Результат предоставления государственной услуги
]     

7. Результатом предоставления государственной услуги является:

Заголовок3  
Срок предоставления государственной услуги
]     
8. Обращение, поступившее в Федеральную налоговую службу (территориальный налоговый орган), рассматривается в течение 30 дней со дня его регистрации.
В случае направления Федеральной налоговой службой (территориальным налоговым органом) в установленном порядке запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления и иным должностным лицам (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия), руководитель (заместитель руководителя) Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа) вправе продлить срок рассмотрения обращения не более чем на 30 дней, уведомив о продлении срока рассмотрения обращения гражданина, направившего обращение.

9. Если для решения вопросов, содержащихся в обращении, необходимо проведение выездной проверки, истребование дополнительных материалов у территориальных налоговых органов, либо принятие иных мер руководитель (заместитель руководителя) Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа) вправе продлить срок рассмотрения обращения, но не более чем на 30 дней, с уведомлением гражданина о продлении срока рассмотрения обращения гражданина.

10. Решение о продлении срока рассмотрения обращения в случаях, указанных в пунктах 8-9 Административного регламента, принимается руководителем (заместителем руководителя) Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа) на основании докладной записки структурного подразделения, ответственного за рассмотрение обращения гражданина, с обоснованием необходимости продления срока рассмотрения обращения и проектом уведомления об этом гражданина.
Заголовок3  
Правовые основания для предоставления государственной услуги
]     

11. Предоставление государственной услуги осуществляется в соответствии с:

Конституцией Российской Федерации («Российская газета», 1993, № 237; 2008, № 267);

Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, № 19, ст. 2060; 2010, № 27, ст. 3410; № 31, ст. 4196);

Федеральным законом от 27.07.2010 № 210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 31, ст. 4179);

постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2004 № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 40, ст. 3961; 2005, № 8, ст. 654, № 12, ст. 1042, № 23, ст. 2270; 2006, № 23, ст. 2510, № 24, ст. 2602, № 33, ст. 3638, № 52, ст. 5587; 2007, № 15, ст. 1800, № 24, ст. 2920; 2008, № 9, ст. 853, № 29, ст. 3527, № 46, ст. 5337; 2009, № 6, ст. 738, № 9, ст. 1119, № 30, ст. 3805; 2010, № 11, ст. 1224, № 26, ст. 3350, № 50, ст. 6725);

постановлением Правительства Российской Федерации от 28.07.2005 № 452 «О Типовом регламенте внутренней организации федеральных органов исполнительной власти» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 31, ст. 3233; 2007, № 43, ст. 5202; 2008, № 9, ст. 852, № 14, ст. 1413, № 46, ст. 5337; 2009, № 12, ст. 1443, № 19, ст. 2346, № 25, ст. 3060, № 47, ст. 5675, № 49, ст. 5970; 2010, № 9, ст. 964, № 22, ст. 2776, № 40, ст. 5072);

постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2005
№ 679 «О порядке разработки и утверждения административных регламентов исполнения государственных функций (предоставления государственных услуг)» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, № 47, ст. 4933; 2007,
№ 50, ст. 6285; 2008, № 18, ст. 2063; 2009, № 41, ст. 4765);

приказом Федеральной налоговой службы от 15.02.2007 № САЭ-3-18/62@ «Об утверждении Регламента Федеральной налоговой службы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 05.04.2007, № 9244; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2007, № 22);

приказом Федеральной налоговой службы от 02.10.2008 № ММ-3-4/444@
«Об утверждении Положения об организации личного приема граждан в центральном аппарате Федеральной налоговой службы» (зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации  15.12.2008, № 12867; Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, 2009, № 3). 

Заголовок3  
Перечень документов, необходимых для предоставления государственной услуги
]     

12. Основанием для предоставления государственной услуги является обращение гражданина, поступающие в Федеральную налоговую службу (территориальные налоговые органы):

Сведения о Федеральной налоговой службе и территориальных налоговых органах приведены в приложении № 1 к настоящему Административному регламенту.

13. Гражданин в своем письменном обращении в обязательном порядке указывает наименование Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа), либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа), которому адресовано обращение, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.

В случае необходимости в подтверждение своих доводов гражданин прилагает к обращению документы и материалы либо их копии.

14. В Интернет-обращении гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в электронном виде, либо почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме. Гражданин вправе приложить к такому обращению необходимые документы и материалы в электронном виде. 
Заголовок3  
Перечень оснований для отказа в приеме документов,необходимых для предоставления государственной услуги
]     

15. Основания для отказа в приеме документов, указанных в пункте 12 настоящего Административного регламента, отсутствуют.

Заголовок3  
Перечень оснований для отказа в предоставлении государственной услуги
]     

16. Если в обращении не указаны фамилия гражданина, направившего обращение, почтовый адрес, по которому должен быть направлен ответ в письменной форме, либо адрес электронной почты, по которому должен быть направлен ответ в электронном виде, ответ на обращение не дается. Если в указанном обращении содержатся сведения о подготавливаемом, совершаемом или совершенном противоправном деянии, а также о лице, его подготавливающем, совершающем или совершившем, обращение подлежит направлению в государственный орган в соответствии с его компетенцией.

17. В случае получения обращения, в котором текст не поддается прочтению, ответ по существу поставленного в обращении вопроса не дается и оно не подлежит направлению на рассмотрение в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, о чем в течение семи дней со дня регистрации обращения сообщается гражданину, направившему обращение, если его фамилия и почтовый адрес поддаются прочтению.

18. В случае получения обращения, в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи, оно может быть оставлено без ответа по существу поставленных в нем вопросов с одновременным уведомлением гражданина, направившего обращение, о недопустимости злоупотребления правом на обращение в государственный орган.

19. Если ответ по существу поставленного в обращении вопроса не может быть дан без разглашения сведений, составляющих государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, гражданину, направившему обращение, сообщается о невозможности дать ответ по существу поставленного в нем вопроса в связи с недопустимостью разглашения указанных сведений.

20. Если в обращении обжалуется судебное решение, то в течение семи дней со дня регистрации оно возвращается гражданину, направившему обращение, с разъяснением порядка обжалования данного судебного решения.

21. Если в обращении гражданина содержится вопрос, на который Федеральной налоговой службой (территориальным налоговым органом) многократно давались ответы по существу в связи с ранее направляемыми обращениями, и при этом в обращении не приводятся новые доводы или обстоятельства, руководитель Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа), должностное или уполномоченное лицо Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа) вправе принять решение о безосновательности очередного обращения и прекращении переписки с гражданином по данному вопросу с уведомлением о данном решении гражданина, направившего обращение, при условии, что указанное обращение и более ранние обращения направлялись непосредственно в Федеральную налоговую службу (территориальный налоговый орган) или одному и тому же должностному лицу.

22. Основанием для отказа в рассмотрении Интернет-обращения помимо оснований, указанных в пункте 16-21 настоящего Административного регламента, также может являться невозможность рассмотрения обращения без личной подписи заявителя и (или) отсутствия необходимых документов, в том числе при обжаловании актов налоговых органов ненормативного характера, действий или бездействия их должностных лиц в соответствии с разделом VII Налогового кодекса Российской Федерации.

В этом случае должностное лицо, ответственное за исполнение Интернет-обращения гражданина, направляет автору обращения уведомление об отказе в рассмотрении обращения с обоснованием причин отказа либо направляет информацию о порядке направления такого обращения и перечня необходимых для рассмотрения обращения документов.

23. Дубликаты ранее принятого Интернет-обращения (повторные обращения от одного заявителя с идентичным текстом) не рассматриваются.

24. Если причины, по которым ответ по существу поставленных в обращении вопросов не мог быть дан, в последующем были устранены, гражданин вправе вновь направить обращение в Федеральную налоговую службу (территориальный налоговый орган) или соответствующему должностному лицу Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа). 
Заголовок3  
Размер платы, взимаемой с заявителя при предоставлении государственной услуги
]     

25. Информация о процедуре предоставления государственной услуги,
а также сама государственная услуга предоставляется гражданам бесплатно.

Заголовок3  
Максимальный срок ожидания в очередипри подаче гражданином заявления о предоставлении государственной услуги 
]     

26. При подаче документов заявителем в Федеральную налоговую службу (территориальные налоговые органы) лично срок ожидания в очереди
не должен превышать одного часа. 

Заголовок3  
Срок регистрации заявления гражданина о предоставлении государственной услуги
]     

27. Срок регистрации письменных обращений в Федеральной налоговой службе (территориальных налоговых органах) не должен превышать трех дней с даты поступления обращения.
Регистрация Интернет-обращений граждан осуществляется автоматически в ведомственной системе электронного документооборота (далее – СЭД) в день их поступления.   

Заголовок3  
Требования к помещениям, в которых предоставляется государственная услуга
]     

28. Организация приема граждан осуществляется в соответствии с графиком приема.

В Федеральной налоговой службе письменные обращения принимаются по графику:

День недели

Часы работы

Обеденный перерыв

понедельник

9.00 - 18.00

12.30 - 13.15

вторник

9.00 - 18.00

12.30 - 13.15

среда

9.00 - 18.00

12.30 - 13.15

четверг

9.00 - 18.00

12.30 - 13.15

пятница

9.00 - 16.45

12.30 - 13.15

суббота, воскресенье

Выходные дни

График приема письменных обращений граждан в территориальных налоговых органах устанавливается в соответствии со служебным распорядком, утвержденным приказами территориальных налоговых органов.

29. Помещения для приема граждан (приемные) размещаются на нижних этажах зданий налоговых органов, по возможности - с отдельным входом для посетителей.

30. При входе в здание размещаются стенды (вывески), содержащие информацию о графике (режиме) работы приемной.

31. Помещения, предназначенные для приема граждан, оборудуются системами кондиционирования воздуха, средствами пожаротушения и оповещения о возникновении чрезвычайной ситуации.

На видном месте устанавливаются схемы размещения средств пожаротушения и путей эвакуации посетителей и работников Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов).

32. Вход и передвижение по помещениям, в которых проводится прием граждан, не должны создавать затруднений для лиц с ограниченными возможностями.

33. При входе в приемную оборудуются места для ожидания приема, имеющие стулья, столы (стойки) для возможности оформления документов; посетители при необходимости обеспечиваются письменными принадлежностями.

34. В местах ожидания размещаются стенды со справочными материалами. Наполнение информационных стендов установлено пунктом 44 настоящего Административного регламента.

35. Для информирования граждан, обратившихся в приемную, о фамилии, имени, отчестве и должности работника, ведущего прием, работники приемной обеспечиваются личными идентификационными карточками и (или) настольными табличками.
Заголовок3  
Показатели доступности и качества государственной услуги
]     

36. Информирование граждан о порядке предоставления государственной услуги осуществляется в виде индивидуального или публичного информирования в устной или письменной форме.

Информирование гражданина о ходе рассмотрения его обращения осуществляется в виде индивидуального устного информирования.

37. Для получения информации граждане могут обращаться в Федеральную налоговую службу (территориальные налоговые органы) по телефону, в письменном виде (почтовой связью, факсимильной связью), в форме Интернет-обращения, непосредственно на личном приеме.

38. Государственные гражданские служащие Федеральной налоговой службы и территориальных налоговых органов, в должностные обязанности которых входят информирование граждан о порядке предоставления государственной услуги и о ходе рассмотрения их обращений, (далее – уполномоченные лица) должны руководствоваться следующими основными требованиями к предоставляемой информации:

39. Индивидуальное устное информирование граждан о порядке предоставления государственной услуги и о ходе рассмотрения обращения осуществляется лично или по телефонам справочной службы, указанным в Приложении 1.

40. Уполномоченные лица при общении с гражданами (по телефону или лично) должны корректно и внимательно относиться к гражданам, не унижая их чести и достоинства. Устное информирование должно проводиться с использованием официально-делового стиля речи.

Уполномоченные лица, осуществляющие устное информирование, подробно и в вежливой форме разъясняют обратившимся порядок личного приема, условия и сроки рассмотрения письменных обращений граждан, а также предоставляют гражданину сведения по направленному им в Федеральную налоговую службу или территориальный налоговый орган обращению:

41. Уполномоченные лица, осуществляющие устное информирование о порядке предоставления государственной услуги, не вправе осуществлять консультирование граждан, выходящее за рамки стандартных процедур и условий предоставления государственной услуги.

42. Индивидуальное письменное информирование граждан о порядке предоставления государственной услуги при обращении граждан в Федеральную налоговую службу (территориальные налоговые органы) осуществляется путем направления ответов почтовым отправлением или в электронном виде.

43. Публичное устное и письменное информирование граждан о порядке предоставления государственной услуги осуществляется уполномоченными лицами посредством привлечения средств массовой информации (далее – СМИ): печатных изданий (публикации информационных материалов), радио, телевидения, а также путем размещения информации на официальном сайте Федеральной налоговой службы и территориальных налоговых органов в сети Интернет, на информационных стендах Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов).

44. На стендах должна содержаться следующая информация:

Тексты материалов печатаются удобным для чтения шрифтом, без исправлений, наиболее важные места рекомендуется выделять другим шрифтом.

45. На официальном сайте Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа) в сети Интернет размещается следующая информация:

46. Уполномоченные лица Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов) в целях наиболее полного информирования граждан о предоставлении государственной услуги должны принять все необходимые меры для полного и оперативного ответа на поставленные вопросы, в том числе с привлечением других специалистов. 
Заголовок2  
III. Состав, последовательность и сроки выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения
]     

Заголовок3  
Последовательность административных процедур выполнения государственной услуги
]     

47. Предоставление государственной услуги включает следующие административные процедуры:

Заголовок3  
Прием и регистрация обращений граждан
]     

48. Регистрация письменных обращений граждан, поступивших в Федеральную налоговую службу (территориальные налоговые органы), производится работниками, в функции которых входит прием и регистрация входящей корреспонденции, в течение трех дней с даты их поступления в Федеральную налоговую службу (территориальные налоговые органы) с использованием СЭД.
На письменных обращениях граждан проставляется штамп, в котором указывается дата регистрации документа, входящий номер.
На заявлениях, жалобах, предложениях граждан, обратившихся в приемную Федеральной налоговой службы или территориальных налоговых органов лично, проставляется штамп «Прием граждан».

49. На каждое поступившее в Федеральную налоговую службу (территориальные налоговые органы) обращение работниками, в функции которых входит прием и регистрация входящей корреспонденции, в СЭД создается регистрационная карточка.

50. Для приема поступающих в Федеральную налоговую службу (территориальные налоговые органы) Интернет-обращений применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для направления ответа (в письменной форме или в электронном виде), и, в случае незаполнения указанных реквизитов, информирующее заявителя о невозможности принять обращение.
Специализированное программное обеспечение интегрировано с СЭД. Регистрация Интернет-обращений граждан осуществляется автоматически в день их поступления в СЭД.
Если в Интернет-обращении указан адрес электронной почты заявителя, по этому адресу автоматически направляется уведомление о регистрации обращения, указываются регистрационный номер и телефоны справочной службы, по которым предоставляется информация о ходе рассмотрения обращения в соответствии с пунктом 40 настоящего Административного регламента. Интернет-обращение распечатывается, и дальнейшая работа с ним ведется как с письменным обращением. 

Заголовок2  
Блок-схема последовательности действий, описанных в данном подразделе, приведена в приложении № 2 к настоящему Административному регламенту.
]     

Заголовок3  
Направление обращений граждан на исполнение
]     

51. Обращения граждан анализируются работниками, ответственными за организацию работы с обращениями граждан.

Проверяется наличие сведений, обязательных для указания заявителями в обращениях, направленных в письменной форме или форме Интернет-обращения:

Определяется тематика каждого письма и контрольный срок его исполнения.

52. Обращения граждан по вопросам, не относящимся к компетенции Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов), в течение семи дней со дня их регистрации пересылаются в соответствующие государственные органы или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с сопроводительным письмом за подписью начальника структурного подразделения Федеральной налоговой службы либо за подписью руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа. Одновременно заявителю направляется уведомление о переадресации его обращения по принадлежности.

53. Если гражданин в одном обращении ставит ряд вопросов, разрешение которых находится в компетенции нескольких государственных органов, копия обращения в течение семи дней со дня его регистрации направляется в соответствующие государственные органы.

54. Обращения, поступившие в Федеральную налоговую службу либо в УФНС России, но подлежащие рассмотрению в нижестоящих налоговых органах, в течение двух дней со дня регистрации перенаправляются в соответствующий территориальный налоговый орган.

При этом граждане в обязательном порядке уведомляются о направлении их обращений на рассмотрение в территориальные налоговые органы.

55. Подлежащие рассмотрению в данном налоговом органе обращения граждан в течение двух дней со дня регистрации, в зависимости от содержания поставленных вопросов, направляются работниками, ответственными за организацию работы с обращениями граждан, руководителю (заместителю руководителя) Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа) в соответствии с распределением обязанностей для утверждения поручения по рассмотрению обращения.

В поручении руководителя (заместителя руководителя) Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа) указывается структурное подразделение, ответственное за рассмотрение обращения гражданина, и срок подготовки ответа.

При этом срок рассмотрения обращений граждан, направленных Федеральной налоговой службой (УФНС России) на рассмотрение в нижестоящий налоговый орган, исчисляется с даты его регистрации в вышестоящем налоговом органе.

56. Не позднее следующего рабочего дня после утверждения поручения руководителем (заместителем руководителя) Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа), оригинал обращения гражданина направляется на исполнение в соответствующее структурное подразделение секретарем либо работником, ответственным за организацию работы с обращениями граждан.

57. Руководитель структурного подразделения Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа) в день поступления поручения о рассмотрении обращения гражданина принимает организационное решение о порядке дальнейшего рассмотрения данного обращения, определяет работника, ответственного за исполнение обращения гражданина, и срок подготовки проекта ответа гражданину.

58. При повторном обращении гражданина дополнительное рассмотрение разрешенных обращений проводится в случае выявления новых обстоятельств или изменения нормативного правового регулирования в сфере, касающейся решения указанного в обращении вопроса.

Повторными считаются обращения, поступившие от одного и того же лица по одному и тому же вопросу: если со времени подачи первоначального обращения истек установленный законодательством Российской Федерации срок рассмотрения и ответ заявителю не дан; если заявитель не удовлетворен данным ему ответом (полученным результатом) по первоначальному обращению. 
Заголовок2  
Блок-схема последовательности действий, описанных в данном подразделе, приведена в приложении № 2 к настоящему Административному регламенту.
]     

Заголовок3  
Подготовка и направление ответов на обращения граждан
]     

59. Работник, ответственный за исполнение обращения гражданина, изучает обращение гражданина и материалы к обращению гражданина (при наличии), в том числе в целях установления обоснованности доводов автора обращения и принятия мер по восстановлению или защите его нарушенных прав, свобод и законных интересов, и при необходимости направляет обращение на рассмотрение в нижестоящий территориальный налоговый орган с уведомлением заявителя о перенаправлении за подписью начальника структурного подразделения Федеральной налоговой службы или руководителя (заместителя руководителя) территориального налогового органа, ответственного за исполнение обращения.

60. Если для исполнения поручения необходимы проведение проверки изложенных в обращении фактов, истребование дополнительных материалов либо направление запроса о предоставлении необходимых для рассмотрения обращения документов и материалов в другие государственные органы, органы местного самоуправления или должностным лицам (за исключением судов, органов дознания и органов предварительного следствия), срок исполнения поручения может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа), давшим поручение о рассмотрении данного обращения, но не более чем на 30 дней.

61. Обращения граждан считаются исполненными, если дан ответ заявителю по существу поставленных в обращении вопросов.

62. Ответ гражданину за подписью заместителя руководителя Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа) регистрируется и направляется гражданину в письменной форме по почтовому адресу, указанному в обращении, либо в электронном (сканированном) виде по адресу электронной почты, указанному в обращении, – в зависимости от выбора заявителя.

63. Если обращение гражданина поступило на рассмотрение из Администрации Президента Российской Федерации, Аппарата Правительства Российской Федерации, Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и других органов государственной власти, соответствующая информация направляется при необходимости с копией ответа гражданину в адрес органа государственной власти, направившего обращение гражданина.

64. Если обращение гражданина поступило на рассмотрение из вышестоящего налогового органа, информация о результатах его рассмотрения сообщается в направивший обращение налоговый орган вместе с копией ответа гражданину. 
Заголовок2  
Блок-схема последовательности действий, описанных в данном подразделе, приведена в приложении № 3 к настоящему Административному регламенту.
]     

Заголовок3  
Личный прием граждан
]     

65. Личный прием граждан, обратившихся в Федеральную налоговую службу (территориальный налоговый орган) с целью получения устной консультации либо для предварительной записи на прием к руководителю (заместителю руководителя), ведется уполномоченным лицом структурного подразделения Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа), ответственного за организацию работы с обращениями граждан, в специально отведенном помещении – приемной Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа).

66. Личный прием граждан в Федеральной налоговой службе осуществляют руководитель, заместители руководителя Федеральной налоговой службы и уполномоченные должностные лица в соответствии с предварительной записью на личный прием в соответствии с графиком приема граждан, утвержденным приказом Федеральной налоговой службы.

Личный прием граждан руководителями (заместителями руководителя) территориальных налоговых органов осуществляется в соответствии с графиками приема граждан, утвержденными приказами территориальных налоговых органов.

67. При личном приеме гражданин предъявляет документ, удостоверяющий его личность (паспорт, военный билет либо иные документы, удостоверяющие личность, в соответствии с законодательством Российской Федерации).

68. Уполномоченные лица, осуществляющие прием граждан, обязаны объективно разбираться в существе обращения, принимать все необходимые меры для оперативного и полного разрешения поставленных вопросов, корректно и внимательно относиться к гражданам, обратившимся на личный прием.

69. Содержание устного обращения гражданина заносится в карточку личного приема граждан. В случае, если изложенные в устном обращении факты и обстоятельства являются очевидными и не требуют дополнительной проверки, ответ на обращение с согласия гражданина может быть дан устно в ходе личного приема, о чем делается запись в карточке регистрации личного приема граждан.
В остальных случаях дается письменный ответ по существу поставленных в обращении гражданина вопросов.

70. Сведения о результатах приема граждан руководителем (заместителями руководителя) Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа) вносятся в карточки личного приема в СЭД работниками, ответственными за организацию работы с обращениями граждан.

71. Поручения руководителя (заместителя руководителя) Федеральной налоговой службы (территориального налогового органа), данные по результатам личного приема структурным подразделениям, в обязательном порядке ставятся на контроль работниками, ответственными за организацию работы с обращениями граждан.

72. Во время личного приема гражданин может сделать устное заявление либо оставить письменное обращение по существу поднимаемых им вопросов, в том числе в целях принятия мер по восстановлению или защите его нарушенных прав, свобод и законных интересов.

73. Письменные обращения граждан, принятые в ходе личного приема, подлежат регистрации и рассмотрению в порядке, установленном настоящим Административным регламентом. О принятии письменного обращения гражданина производится запись в карточке регистрации личного приема граждан.

74. Если в ходе личного приема выясняется, что решение поднимаемых гражданином вопросов не входит в компетенцию Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов), гражданину разъясняется, куда ему следует обратиться.

75. В ходе личного приема гражданину может быть отказано в рассмотрении его обращения, если ему ранее был дан ответ по существу поставленных в обращении вопросов, о чем делается соответствующая запись в карточке личного приема граждан.

76. Контроль за организацией личного приема в Федеральной налоговой службе (территориального налогового органа), осуществляются работниками, ответственными за организацию работы с обращениями граждан. 

Заголовок2  
IV. Формы контроля за исполнением Административного регламента
]     

77. Контроль за соблюдением порядка и исполнения сроков предоставления государственной услуги осуществляется работниками Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов), ответственными за организацию работы с обращениями граждан.

78. Поручения о рассмотрении письменных обращений граждан снимаются с контроля в Федеральной налоговой службе (территориальном налоговом органе) после направления ответов гражданам на их обращения или после предоставления нижестоящими налоговыми органами копий ответов на обращения граждан, направленных им на рассмотрение.
Поручения, по которым были продлены сроки исполнения, снимаются с контроля после направления окончательных ответов гражданам.
79. При проведении аудиторских проверок территориальных налоговых органов (в рамках осуществления внутриведомственного контроля) проверяется состояние работы с обращениями граждан.
80. Работники Федеральной налоговой службы, ответственные за организацию работы с обращениями граждан, осуществляют ежемесячный учет обращений граждан, поступивших в соответствующие структурные подразделения Федеральной налоговой службы, а также анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан, и готовят справку руководителю Федеральной налоговой службы, с последующим размещением на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети Интернет.
81. В территориальном налоговом органе контроль за предоставлением государственной услуги осуществляется работниками, ответственными за организации работы с обращениями граждан, с еженедельным направлением руководителю (заместителю руководителя) территориального налогового органа информации о состоянии исполнительской дисциплины в части рассмотрения обращений граждан. 

Заголовок2  
V. Досудебный (внесудебный) порядок обжалования решений и действий (бездействия) органа, предоставляющего государственную услугу, а также должностных лиц, государственных служащих
]     

82. Граждане могут обращаться в Федеральную налоговую службу с жалобами на решения, действия (бездействие) должностных лиц Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов) в ходе предоставления государственной услуги на основании настоящего Административного регламента.
83. Граждане могут обратиться с жалобой на действия (бездействие) и решения, осуществляемые (принятые) в ходе предоставления государственной услуги, устно или письменно в территориальный налоговый орган либо в Федеральную налоговую службу.
84. Граждане могут обжаловать действия (бездействие) должностных лиц:

85. Рассмотрение жалоб граждан, поступивших в Федеральную налоговую службу (территориальные налоговые органы) в письменном виде или в форме Интернет-обращений, осуществляется в соответствии с настоящим Административным регламентом.

86. Если в результате их рассмотрения жалобы признаются обоснованными, то принимаются решения о применении мер ответственности к должностным лицам, допустившим нарушения в ходе предоставления государственной услуги на основании настоящего Административного регламента, повлекшие за собой жалобы граждан.