Заголовок1  
АДМИНИСТРАТИВНЫЙ РЕГЛАМЕНТ ИСПОЛНЕНИЯ ФЕДЕРАЛЬНОЙ НАЛОГОВОЙ СЛУЖБОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ФУНКЦИИ ПО КОНТРОЛЮ ЗА ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ВАЛЮТНЫХ ОПЕРАЦИЙ РЕЗИДЕНТАМИ И НЕРЕЗИДЕНТАМИ, НЕ ЯВЛЯЮЩИМИСЯ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ ИЛИ ВАЛЮТНЫМИ БИРЖАМИ
]     


Заголовок2  
I. Общие положения
]     


1.  Административный регламент исполнения Федеральной налоговой службой государственной функции по контролю за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами (далее – Административный регламент) устанавливает сроки и последовательность административных процедур и действий Федеральной налоговой службы и территориальных органов Федеральной налоговой службы при организации и проведении мероприятий валютного контроля по соблюдению резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, законодательства Российской Федерации о валютном регулировании и валютном контроле, порядок взаимодействия между структурными подразделениями и должностными лицами Федеральной налоговой службы и ее территориальными органами, а также порядок взаимодействия Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов с федеральными органами государственной власти, юридическими и физическими лицами при исполнении государственной функции агента валютного контроля (далее – государственная функция).
Блок-схема исполнения государственной функции приводится в приложении № 1 к настоящему Административному регламенту.
2.  Исполнение государственной функции осуществляется в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1 (ч. 1), ст. 1) (далее – КоАП РФ), Федеральным законом от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, № 50, ст. 4859; 2004 № 27 ст. 2711; 2005, № 30 (ч. 1), ст. 3101; 2008, № 30 (ч. 1), ст. 3606) (далее - Закон № 173-ФЗ), Положением о Федеральной налоговой службе, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2004 г. № 506 «Об утверждении Положения о Федеральной налоговой службе» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 40, ст. 3961) (далее - Положение о Федеральной налоговой службе), постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2007 г. № 98 «Об утверждении Правил  представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2007, № 9, ст. 1089), приказом ФНС России от 02.08.2005 № САЭ-3-06/354@ «Об утверждении перечня должностных лиц налоговых органов Российской Федерации, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях» (зарегистрирован в Минюсте России 25.08.2005 № 6941), («Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти», № 35, 29.08.2005) (далее – приказ ФНС России    № САЭ-3-06/354@).
3. Федеральная налоговая служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в соответствии с частью 3 статьи 22 Закона № 173-ФЗ функции агента валютного контроля.
4. Федеральная налоговая служба осуществляет функцию агента валютного контроля непосредственно и через свои территориальные органы.
5. В соответствии с частью 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ установлено, что агенты валютного контроля и их должностные лица в пределах своей компетенции имеют право:

Заголовок2  
II. Административные процедуры
]     


Заголовок3  
2.1. Основные характеристики проверки
]     
6. Проверки соблюдения резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями или валютными биржами, валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее – проверки) осуществляют должностные лица центрального аппарата Федеральной налоговой службы и ее территориальных органов (далее – должностные лица налоговых органов) в соответствии с полномочиями, установленными должностными регламентами и положением о структурном подразделении центрального аппарата Федеральной налоговой службы (территориального органа), ответственном за проведение проверок.
7. Проверки могут осуществляться должностными лицами налоговых органов на основании документов и информации, полученных из внутренних и внешних источников (в том числе, одновременно с проведением камеральных и выездных налоговых проверок).
8. Целью проведения налоговыми органами проверок является обеспечение соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования (далее – валютного законодательства).

  Заголовок3  

2.2. Отбор резидентов и нерезидентов для проведения проверки и подготовка к ее проведению
]     


9. Отбор резидентов и нерезидентов для проведения проверки осуществляется на основании подготовительной работы, проведенной должностным лицом налогового органа. Это изучение и анализ всех имеющихся в распоряжении налогового органа материалов и информации из внутренних и внешних источников о деятельности резидента (нерезидента), связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
В этих целях может быть использована следующая информация:

На основании анализа вышеуказанной информации и документов, осуществляется отбор резидентов и нерезидентов для проведения проверки.
10. Проверка осуществляется на основании мотивированных предложений должностных лиц налоговых органов, проводивших изучение и анализ деятельности резидента (нерезидента), связанной с осуществлением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям, а также на основании поводов к возбуждению дела об административном правонарушении, предусмотренных частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ, в соответствии с поручением руководителя (заместителя руководителя) налогового органа (далее – Поручение), по форме, приведенной в Приложении № 2 к настоящему Административному регламенту.
11. В зависимости от основания проведения проверки в Поручение могут быть включены вопросы, отражающие все виды валютных операций, или имеющие тематическое содержание, отражающее отдельные виды валютных операций или связанные с открытием (закрытием) счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям (примерный перечень вопросов проверки приведен в Приложении № 3 к настоящему Административному регламенту).
12.     Поручение о проведении проверки соблюдения валютного законодательства является внутренним документом налогового органа и составляется для учета и отчетности о проведенных проверках.
13. При определении проверяемого периода и сроков проведения проверки необходимо учитывать сроки давности привлечения к административной ответственности, установленные статьей 4.5 КоАП РФ, а также положение пункта 2 части 2 статьи 24 Закона № 173-ФЗ, согласно которому резиденты и нерезиденты обязаны обеспечивать сохранность соответствующих документов и материалов в течение не менее трех лет со дня совершения соответствующей валютной операции, но не ранее срока исполнения договора.

Заголовок3  
2.3. Проведение проверки
]     


14. Должностные лица налоговых органов, которым в соответствии с пунктом 10 настоящего Административного регламента поручено проведение проверки, организуют работу и несут ответственность за ее исполнение.
15. В ходе проверки анализируются документы и информация, связанные с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов (вкладов) в банках за пределами территории Российской Федерации, представлением учетных и отчетных документов по валютным операциям.
16. В целях проведения  проверки  должностные лица налоговых органов вправе запросить документы и информацию от:

17. Документы и информация могут быть получены также от органов и агентов валютного контроля, правоохранительных и контролирующих органов, в том числе, на основании соглашений, приказов, и иных документов о взаимодействии и обмене информацией.
18. Правила представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков, утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 17.02.2007 № 98 «Об утверждении Правил представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков».  
19. За непредставление или несвоевременное представление агенту валютного контроля сведений (информации), а равно представление таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде предусмотрена административная ответственность, установленная статьей 19.7 КоАП РФ. Протокол и материалы дела направляются для рассмотрения в суд общей юрисдикции (мировому судье).

 заголовок3  

2.4. Оформление результатов проверки
]     


20. Составление акта проверки.
  1. По результатам проверки должностными лицами налогового органа составляется акт проверки соблюдения валютного законодательства (далее – акт проверки) по форме, приведенной в Приложении № 6 к настоящему Административному регламенту.
  2. В акте проверки отражаются все осуществленные в ходе проверки мероприятия (в том числе, направленные запросы, полученные ответы, материалы, сообщения, заявления) с перечнем проверенных документов (сведений, информации).
  3. Акт проверки должен содержать систематизированное изложение документально подтвержденных фактов нарушений валютного законодательства, выявленных в процессе проверки, и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для правильной квалификации нарушений валютного законодательства со ссылками на нормы (статьи, части, пункты) валютного законодательства. При отсутствии нарушений валютного законодательства в акте проверки делается соответствующая запись.
  4. По всем стоимостным показателям, отраженным в акте проверки, производится пересчет иностранной валюты, а также стоимости внутренних и внешних ценных бумаг в валюту Российской Федерации по действующему на день совершения или обнаружения административного правонарушения курсу Центрального банка Российской Федерации (пункт 3 Примечаний к статье 15.25 КоАП РФ).
  5. Акт проверки должен быть составлен на бумажном носителе, на русском языке и иметь сквозную нумерацию страниц.
  6. В акте проверки не допускаются помарки, подчистки и иные исправления, за исключением исправлений, оговоренных и заверенных подписями лиц, подписывающих акт.

21. В случае, если в ходе проведения проверки не выявлены обстоятельства, позволяющие предполагать нарушения валютного законодательства, содержащие признаки преступления, акт проверки составляется в одном экземпляре, приобщается к материалам дела и остается на хранении в налоговом органе, проводившем проверку.
22. Проверяемое лицо имеет право знакомиться с актом проверки.
23. При выявлении обстоятельств, позволяющих предполагать нарушения валютного законодательства, содержащие признаки преступления, акт проверки составляется в двух экземплярах. В указанном случае второй экземпляр акта проверки приобщается к материалам, направляемым в правоохранительные органы и органы прокуратуры для решения вопроса о возбуждении уголовного дела.
24. Акт проверки должен состоять из трех частей: вводной, описательной и заключительной.
1) Вводная часть акта проверки представляет собой основания и общие сведения о проводимой проверке, проверяемом лице и содержит:

2) Описательная часть акта проверки должна содержать  систематизированное изложение документально подтвержденных данных о наличии признаков нарушений валютного законодательства, выявленных в ходе проверки, или указание на отсутствие таковых.
В описательной части акта проверки должна быть отражена следующая информация:

3) Заключительная часть акта проверки.
При выявлении в результате проведения проверки факта совершения проверяемым лицом действия (бездействия), содержащего признаки административного правонарушения и/или состава преступления, уполномоченные должностные лица налогового органа обязаны возбудить дело об административном правонарушении и/или передать информацию о совершении указанного действия (бездействия) и подтверждающие такой факт документы в правоохранительные и/или иные государственные органы. В случае передачи документов и информации в правоохранительные и иные государственные органы в акте проверки также делается соответствующая запись.
В случае возбуждения дела об административном правонарушении в период проведения проверки в заключительной части акта проверки отражаются процессуальные действия должностного лица (должностных лиц) налогового органа и процессуальные документы, выносимые по делу об административном правонарушении.
К акту проверки приобщаются материалы, имеющие значение для подтверждения отраженных в акте проверки признаков нарушений валютного законодательства.
25. По каждому отраженному в акте проверки признаку административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 15.25 КоАП РФ, должностным лицом налогового органа, уполномоченным составлять протоколы в соответствии с КоАП РФ, возбуждается дело об административном правонарушении в порядке и на основании, предусмотренных КоАП РФ, о чем делается соответствующая запись в акте проверки.
В случае возбуждения дела об административном правонарушении акт проверки, а также документы и информация, полученные в ходе проведения проверки, приобщаются к материалам дела об административном правонарушении.

 Заголовок3  

2.5. Производство по делам об административных правонарушениях.
]     


26. Дело об административном правонарушении считается возбужденным с момента составления протокола об административном правонарушении или вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении.
27. Протокол об административном правонарушении должен быть составлен в сроки, предусмотренные статьей 28.5 КоАП РФ.
28. В соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ при установлении достаточных данных, указывающих на наличие события административного правонарушения резидентом (нерезидентом) валютного законодательства, определенных статьей 15.25, частью 1 статьи 19.4, статьей 19.7 КоАП РФ, должностным лицом налогового органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях в соответствии с пунктом 80 части 2 статьи 28.3 КоАП РФ, возбуждается дело об административном правонарушении.
29. Иными поводами к возбуждению дела об административном правонарушении в соответствии с частью 1 статьи 28.1 КоАП РФ являются:

30. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности в соответствии со статьей 2.6 КоАП РФ.

31. В соответствии со статьей 28.7 КоАП РФ в случаях, если после выявления административного правонарушения в области валютного законодательства осуществляются процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, проводится административное расследование.
32. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом налогового органа, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения по форме, приведенной в Приложении  № 7 к настоящему Административному регламенту.
33. Определение о возбуждении дела об административном правонарушении выносится должностным лицом налогового органа, проводящим проверку и согласовывается с начальником отдела и руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
34. В соответствии с частью 3.1 статьи 28.7 КоАП РФ копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.
35. При наличии обстоятельств, установленных пунктами 5, 6, 7 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ (отмена закона, установившего административную ответственность; истечение сроков давности привлечения к административной ответственности; наличие по одному и тому же факту совершения противоправных действий (бездействия) лицом, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, постановления о назначении административного наказания, либо постановления о прекращении производства по делу об административном правонарушении, либо постановления о возбуждении уголовного дела) производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.
При этом должностным лицом налогового органа, осуществляющим проверку, выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (далее – определение об отказе), подписанное должностным лицом налогового органа, вынесшим определение, согласованное с начальником отдела должностного лица и начальником (заместителем) территориального налогового органа по форме, приведенной в Приложении № 8 к настоящему Административному регламенту).
Если производство по делу об административном правонарушении уже было начато, должностное лицо налогового органа, осуществляющее проверку, выносит постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении по форме, приведенной в Приложении № 9 к настоящему Административному регламенту.
36. В случае отказа в возбуждении дела об административном правонарушении при наличии материалов, сообщений, заявлений, указанных в пунктах 2 и 3 части 1 статьи 28.1. КоАП РФ, должностным лицом налогового органа, рассмотревшим указанные материалы, сообщения, заявления, также выносится мотивированное определение об отказе в возбуждении дела об административном правонарушении (часть 5  статьи 28.1. КоАП РФ).
37. Данные обстоятельства должны быть отражены в акте проверки.
38. При проведении административного расследования необходимо руководствоваться следующим. В соответствии с частями 4 и 5 статьи 28.7 КоАП РФ срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица налогового органа, в производстве которого находится дело, может быть продлен руководителем (заместителем руководителя) налогового органа на срок не более одного месяца.
39. При проведении административного расследования для выяснения всех обстоятельств по делу об административном правонарушении, должностное лицо налогового органа, проводящее административное расследование, при необходимости, на основании части 1 статьи 23 Закона № 173-ФЗ, составляет запрос о предоставлении документов и информации, предусмотренных частью 4 и частью 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ по формам, приведенным в приложениях № 4 и № 5 к настоящему Административному регламенту, подписываемый руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
40. С целью соблюдения прав и законных интересов лица, в отношении которого проводится административное расследование,  должностным лицом налогового органа в адрес данного лица в соответствии со статьей 28.2 КоАП РФ направляется уведомление о месте и времени составления протокола об административном правонарушении по форме, приведенной в Приложении  № 10 к настоящему Административному регламенту, подписанное руководителем (заместителем руководителя) налогового органа.
 41. После выявления административного правонарушения или по окончании административного расследования в соответствии со статьей 28.2. КоАП РФ составляется протокол об административном правонарушении по форме, приведенной в Приложении № 11 к настоящему Административному регламенту.
42. Перечень должностных лиц налоговых органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях, в соответствии с частью 4 статьи 28.3 КоАП РФ, утвержден приказом ФНС России № САЭ-3-06/354@.
43. Протокол об административном правонарушении составляется с учетом сроков давности привлечения к административной ответственности, предусмотренных статьей 4.5 КоАП РФ.
44. Согласно части 1 статьи 4.4. КоАП РФ в случае совершения проверяемым лицом двух и более административных правонарушений протокол составляется за каждое совершенное административное правонарушение.
45. Протокол об административном правонарушении составляется в присутствии физического лица или законного представителя юридического лица.
46. Составление протокола об административном правонарушении в отсутствие лица, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, возможно при наличии документов, свидетельствующих об извещении данного лица о времени и месте его составления, но оно не явилось в назначенный срок.
47. В соответствии со статьями 26.1 и 26.2 КоАП РФ протоколом об административном правонарушении должно быть установлено:

48. Если хоть одно из обстоятельств, с точки зрения полноты исследования события правонарушения, и сведений о лице, его совершившем, а также полноты соблюдения процедуры оформления протокола, не будет установлено и указано в протоколе об административном правонарушении, то такой протокол не должен быть направлен до устранения всех недоработок в уполномоченный Правительством Российской Федерации орган валютного контроля к рассмотрению дела об административном правонарушении (в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2004 г. № 278 «Об утверждении Положения о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора» Росфиннадзор является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции органа валютного контроля).
49. Требования к порядку составления протокола об административном правонарушении установлены статьей 28.2 КоАП РФ, согласно которым в протоколе указываются:

50. В соответствии со статьей 25.1. КоАП РФ лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, разъясняются его права и обязанности, о чем  в протоколе делается соответствующая запись согласно статье 28.2 КоАП РФ.
Отсутствие подписи проверяемого лица после разъяснения ему прав и обязанностей, указывает на несоблюдение процедуры оформления протокола и  влечет недействительность данного процессуального документа.
51. Протокол об административном правонарушении подписывается должностным лицом налогового органа, его составившим, физическим лицом или законным представителем юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении. В случае отказа указанных лиц от подписания протокола в нем делается соответствующая запись.
52. Копия протокола об административном правонарушении вручается под расписку физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых возбуждено дело об административном правонарушении.
53. В соответствии с частью 1 статьи 28.8 КоАП РФ протоколы об административных правонарушениях предусмотренных статьей 15.25 КоАП РФ и материалы дела, в течение трех суток с момента составления, направляются для рассмотрения дела в Росфиннадзор (его территориальные органы), а при выявлении нарушений, предусмотренных частью 1 статьи 19.4, статьей 19.7 КоАП РФ, протокол об административном правонарушении для рассмотрения направляется судье.
54. В случае возвращения протокола и других материалов дела должностному лицу налогового органа по основаниям, предусмотренным статьей 29.4 КоАП РФ  (неправильное составление протокола и других материалов дела, либо неполное представление документов и т.д.) данное должностное лицо обязано в соответствии частью 3 статьи 28.8 КоАП РФ устранить выявленные недостатки в течение трех суток со дня поступления протокола.
55. Материалы дела об административном правонарушении с внесенными в них изменениями и дополнениями, согласно части 3 статьи 28.8 КоАП РФ, возвращаются органу, должностному лицу в течение суток со дня устранения соответствующих недостатков.
56. Протокол об административном правонарушении, акт проверки соблюдения валютного законодательства, а также предусмотренные КоАП РФ акты, регистрируются в «Журнале регистрации проверок соблюдения валютного законодательства» по форме, приведенной в приложении № 12 к настоящему Административному регламенту.

  Заголовок2  

III. Порядок и формы контроля за исполнением государственной функции
]     


57. Текущий контроль за соблюдением и исполнением должностными лицами налоговых органов положений настоящего Административного регламента и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, перечисленных в пункте 2 настоящего Административного регламента, осуществляется должностными лицами ФНС России и ее территориальных налоговых органов, назначенными руководителем ФНС России (его заместителем), руководителем территориального налогового органа (его заместителем).
58. Персональная ответственность должностных лиц налоговых органов, ответственных за исполнение государственной функции, определяется в их должностных регламентах в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
59. В целях осуществления контроля за соблюдением административных процедур в рамках исполнения государственной функции, ФНС России и ее территориальные налоговые органы проводят аудиторские (тематические) проверки внутреннего аудита территориальных налоговых органов, ответственных за исполнение административных процедур в рамках исполнения государственной функции.
60. Аудиторские (тематические) проверки внутреннего аудита территориальных налоговых органов проводятся на основании приказов и распоряжений ФНС России (ее территориальных налоговых органов) в соответствии с приказами ФНС России, регламентирующими внутриведомственный контроль за деятельностью налоговых органов.

  Заголовок2  

IV. Порядок обжалования действий (бездействий) Федеральной налоговой службы (территориальных налоговых органов) при исполнении государственной функции агента валютного контроля и их должностных лиц
]     


61. Резиденты и нерезиденты, осуществляющие в Российской Федерации валютные операции, имеют право обжаловать действия (бездействия) налоговых органов, как агентов валютного контроля и их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 Заголовок2  

V.  Требования к организации работы Федеральной налоговой службы  (территориальных налоговых органов) при исполнении государственной функции агента валютного контроля
]     


62. Адрес Федеральной налоговой службы: 127381, г. Москва, ул. Неглинная, д. 23, тел. 913-00-09, телефакс 913-00-05.

Перечень территориальных налоговых органов и сведения об их местонахождении приводятся в приложении № 13 к настоящему Административному регламенту.

Режим работы Федеральной налоговой службы: с понедельника по четверг - с 9.00 до 18.00, в пятницу - с 9.00 до 16.45.

Режим работы территориальных налоговых органов: с понедельника по четверг - с 9.00 до 18.00, в пятницу - с 9.00 до 16.45.

В выходные и праздничные дни Федеральная налоговая служба и территориальные налоговые органы не работают.

Информация о режиме работы Федеральной службы и ее территориальных органов также размещена на официальном сайте Федеральной налоговой службы: http://www.nalog.ru.